^Наверх!
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3А общеобразовательного класса составлена в качестве приложения к Основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ «СОШ № 90» (ООП НОО), на основе следующих нормативных документов:
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Цель программы: формирование знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
Задача программы: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Цели курса:
Задачи курса:
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В 3 классе на изучение окружающего мира отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Личностные результаты:
положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
в познавательной сфере – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий; строить суждение или доказательство своей точки зрения по теме урока; понимать, толковать и использовать условные обозначения, символы, схемы-рисунки для передачи информации; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, моделировать различные явления природы; проявлять индивидуальные творческие способности.
в коммуникативной сфере – использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; строить монологические высказывания; владеть диалоговой формой коммуникации; готовить проектные задания, составлять рассказы на заданную тему; допускать возможность у людей различных точек зрения; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; понимать и принимать задачу совместной работы (парной, парной), распределять роли при выполнении заданий.
в регулятивной сфере – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения заданий, объективно относиться к своим успехам/неуспехам; соотносить выполнение работы с алгоритмом; контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
1.Как устроен мир. Многообразие природы. Неживая и живая природа. Взаимосвязи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы. Человек – разумное существо. Внутренний мир человека. Человек, семья, общество, народ. Государство, его символика. Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы.
2.Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. Твёрдые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды. Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды. Необходимость экономии воды при её использовании. Разрушение твёрдых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры. Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения.
Разнообразие растений. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделение кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека. Размножение и развитие растений. Разнообразие животных. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Размножение и развитие животных. Забота о потомстве животных. Охрана растений и животных. Великий круговорот жизни. Основные звенья этого круговорота.
3.Мы и наше здоровье. Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Науки о человеке. Органы восприятия. Мозг, его функции. Кожа, её функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи. Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Наше питание. Органы пищеварения. Гигиена питания. Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья.
4.Наша безопасность. Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнём, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем. Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
5.Чему учит экономика. Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Три кита экономики. Бережное отношение к природным богатствам. Труд – главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Необходимость бережного использования полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке. Растениеводство и животноводство. Промышленность. Основные отрасли промышленности. Деньги. Виды обмена. Цена товара. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Прибыль. Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
6.Путешествие по городам и странам. Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. Страны Европы, их столицы. Особенности и достопримечательности. Знаменитые места, достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
|
Разделы программы |
Количество часов |
I раздел |
Радость познания |
11 |
II раздел |
Мир как дом |
20 |
III раздел |
Дом как мир |
19 |
IV раздел |
В поисках Всемирного наследия |
18 |
Итого |
|
68 |
Практическая часть программы
Вид работы |
Кол-во за год |
Практическая работа |
17 |
Проект |
8 |
Предметный урок |
5 |
Проверочная работа |
3 |
Контрольная работа |
1 |
Экскурсия |
6 |
Творческая работа |
13 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира
в 3 А классе
(программа «Перспектива», автор: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая)
За год: по программе 68 часов (2 часа в неделю)
№ урока |
Дата |
Раздел учебной программы по предмету: темы урока, темы контрольных, лабораторных работ |
Количество часов |
Раздел: Радость познания |
11 |
||
1. |
Свет знания. |
1 |
|
2. |
Как изучают окружающий мир. |
1 |
|
3. |
Как изучают окружающий мир. |
1 |
|
4. |
Книга – источник знаний. |
1 |
|
5. |
Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
|
6. |
О чем расскажет план. |
1 |
|
7. |
Планета на листе бумаги. |
1 |
|
8. |
Страны и народы на политической карте мира. |
1 |
|
9. |
Путешествуя, познаем мир. |
1 |
|
10. |
Транспорт. |
1 |
|
11. |
Средства информации и связи. Проверочная работа |
1 |
|
Раздел: Мир как дом |
20 |
||
12. |
Мир природы в народном творчестве. |
1 |
|
13. |
Из чего состоит все. |
1 |
|
14. |
Мир небесных тел. |
1 |
|
15. |
Невидимое сокровище. |
1 |
|
16. |
Самое главное вещество. |
1 |
|
17. |
Круговорот воды в природе. |
1 |
|
18. |
Природные стихии в народном творчестве. |
1 |
|
19. |
Кладовые Земли. |
1 |
|
20. |
Чудо под ногами. |
1 |
|
21. |
Мир растений. |
1 |
|
22. |
Плодородная земля и растения в народном творчестве. |
1 |
|
23. |
Мир животных. |
1 |
|
24. |
Образы животных в народном творчестве. |
1 |
|
25. |
Невидимые нити в живой природе. |
1 |
|
26. |
Лес – волшебный дворец. |
1 |
|
27. |
Луг – царство цветов и насекомых. |
1 |
|
28. |
Родной дом – уголок Отчизны. |
1 |
|
29. |
Водоем – дом из воды. |
1 |
|
30. |
Как сохранить богатства природы. Проверочная работа |
1 |
|
31. |
Охрана природы в культуре народов России и мира. |
1 |
|
Раздел: «Дом как мир» |
19 |
||
32. |
Родной дом-уголок Отчизны. |
1 |
|
33. |
Свой дом – свой простор. |
1 |
|
34. |
В красном углу сесть – великая честь. |
1 |
|
35. |
Побываем в гостях. |
1 |
|
36. |
На свет появился – с людьми породнился. |
1 |
|
37. |
Родословное древо. |
1 |
|
38. |
Муж и жена – одна душа. |
1 |
|
39. |
Святость отцовства и материнства. |
1 |
|
40. |
Добрые дети – дому венец. |
1 |
|
41. |
Детские игры – школа здоровья. |
1 |
|
42. |
В кругу семьи. |
1 |
|
43. |
Строение тела человека. |
1 |
|
44. |
Как работает наш организм. |
1 |
|
45. |
Что такое гигиена. |
1 |
|
46. |
Наши органы чувств. |
1 |
|
47. |
Школа первой помощи. |
1 |
|
48. |
Здоровью цены нет. Дом не велик, а стоять не велит. |
1 |
|
49. |
Семейный бюджет. |
1 |
|
50. |
Мудрость старости. Проверочная работа |
1 |
|
Раздел: В поисках Всемирного наследия |
18 |
||
51. |
Всемирное наследие. Путешествие к А. С. Пушкину. |
1 |
|
52. |
Всемирное наследие. Путешествие к А. С. Пушкину. |
1 |
|
53. |
Всемирное наследие |
1 |
|
54. |
Московский Кремль. |
1 |
|
55. |
Озеро Байкал. |
1 |
|
56. |
Путешествие в Египет. |
1 |
|
57. |
Путешествие в Грецию. |
1 |
|
58. |
Путешествие в Иерусалим. |
1 |
|
59. |
Путешествие в Китай. |
1 |
|
60. |
Всемирные духовные сокровища. |
1 |
|
61. |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
62. |
Экскурсия «По улицам Томска». |
1 |
|
63. |
Проект «История Томска» |
1 |
|
64. |
Экскурсия «По улицам Северска». |
1 |
|
65. |
Проект «История Северска» |
1 |
|
66. |
Резерв |
1 |
|
67. |
Резерв |
1 |
|
68. |
Резерв |
1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Литература для учащихся:
Основная:
Дополнительная:
Пособия для учителя: